ПОДЕЛИТЬСЯ
европейская модель спорта

В политических дискуссиях о спорте в Европе зачастую придается существенное значение так называемой «европейской модели спорта», однако вопрос о точных характеристиках такой модели остается все еще спорным.

Во многом основаниями для выделения моделей спорта служат, согласно концепции А.И. Понкиной, особенности взаимодействия публичного порядка и спортивного порядка (внеправового автономного нормативного порядка в области спорта), особенности правового регулирования и саморегулирования в этой области (lex sportiva).

В целом можно выделить два основных подхода к пониманию европейской модели спорта:

как модели организации спортивной деятельности в Европейском Союзе и как модели организации спортивной деятельности и подходов к государственному управлению в сфере спорта в государствах, являющихся участниками Европейского Союза или Совета Европы. Ниже будут подробно рассмотрены указанные подходы.

По мнению Комиссии Европейских сообществ, системе спорта в Европе присущи некоторые специфические ценности и традиции, которые следует сохранять и развивать, но при этом, как указывает Комиссия Европейских сообществ, из-за разнообразия и комплексности спортивных структур в Европе невозможно выделить какую-либо единую модель организации спорта и управления в области спорта в Европе.

Такое положение дел обусловлено также происходящими экономическими и социальными изменениями, общими для большинства государств — членов Европейского Союза, которые приводят к возникновению новых трудностей в реализации систематических и универсальных подходов к организации спорта в Европе. Кроме того, ввиду появления новых субъектов и заинтересованных сторон возникают все новые проблемы при осуществлении управления и реализации интересов в спорте. Политика Европейского Союза в области спорта является по своему характеру прежде всего регулятивной, поскольку направлена на изменение ценностей, лежащих в основе регулирования спорта. Традиционно спорт в Европе не связан ни с государством, ни с коммерцией, что подтверждается существенным участием в поддержании спорта непрофессионалов и волонтеров, осуществляющих свою деятельность на безвозмездной основе.

К специфическим характеристикам спорта в Европе, по мнению Комиссии Европейских сообществ, можно отнести, во-первых, специфику спортивной деятельности и спортивных правил, которая выражается в проведении раздельных спортивных соревнований для мужчин и для женщин, ограничении количества участников соревнований, а также необходимости обеспечения неопределенности результатов спортивных соревнований и сохранения конкурентного равновесия между спортивными клубами, принимающими участие в одних и тех же соревнованиях; а, во-вторых, специфику структуры спорта, которая выражается в автономности и разнообразии спортивных организаций, пирамидальной структуре спортивных организаций и спортивных соревнований, наличии организованных механизмов солидарности между различными субъектами и уровнями спорта, организации спорта на национальной основе.

международный олимпийский комитет

Л. Фриберн выделяет в качестве характеристик европейской модели спорта следующие:

  • пирамидальная структура организации системы спорта и спортивных соревнований;
  • центральная роль спортивных федераций;
  • система открытых спортивных соревнований организована на принципе продвижения спортивных команд и переводах их в более низкие категории;
  • существенная автономность спортивного движения, которое при этом имеет возможность осуществлять партнерские взаимоотношения с органами публичной власти;
  • наличие в спорте структур, функционирующих на основе волонтерской деятельности;
  • солидарность между составными элементами системы спорта в Европе.

В государствах — членах Европейского Союза традиционно система спорта представляет собой систему национальных спортивных федераций, которые взаимодействуют с европейскими и международными спортивными федерациями, и действительно можно говорить о том, что модель спорта в Европе напоминает пирамиду с определенной иерархией. Пирамидальная структура спорта в Европе подразумевает взаимозависимость между всеми ее уровнями.

Основу такой пирамиды составляют спортивные клубы, которые предоставляют возможность заниматься определенными видами спорта на местном уровне, а также способствуют подготовке новых спортсменов. Следующий уровень указанной пирамиды составляют региональные спортивные федерации, членами которых являются спортивные клубы. Сфера интересов и деятельности таких федераций ограничивается лишь определенными регионами. Региональные спортивные федерации, количество которых может быть ограничено количеством регионов, как правило, являются членами общенациональных спортивных федераций. Такие спортивные федерации осуществляют регулирование всех основных вопросов, связанных с тем или иным видом спорта, в частности, выступают в качестве регулирующего и контролирующего органа для региональных спортивных федераций, и в то же время имеют представительства в европейских и международных спортивных федерациях.

В отношении конкретного вида спорта осуществляет свою деятельность только одна общенациональная спортивная федерация, соответственно, они занимают монополистическое положение. В некоторых европейских государствах роль общенациональных спортивных федераций определяется и регулируется государством. В верхней части пирамиды находятся европейские спортивные федерации, организованные по той же схеме, что и общенациональные спортивные федерации.

В качестве одной из особенностей европейской модели спорта также можно выделить то, что организованные занятия спортом и спортивные мероприятия в Европе проводятся на национальной основе, что отвечает требованиям европейской общественности и историческому и культурному контексту. Как уже указывалось ранее,

Европейский Союз признает автономность спортивных организаций и соответствующих представительских структур,

в частности, ответственных за проведение профессиональных спортивных соревнований, однако минимальное регулирование в сфере спорта на уровне Европейского Союза все же осуществляется для обеспечения более эффективной координации. В п. 7 Декларации «О специфических характеристиках спорта и его социальной функции в Европе, которые следует учитывать при реализации общей политики» от 2000 г. указывается, что Европейский совет поддерживает независимость спортивных организаций и их право на самоорганизацию.

Европейский Совет признает, что, с учетом национальных законодательств и законодательства Европейского Союза задачей спортивных организаций является организация и продвижение их конкретных видов спорта, в особенности в отношении применяемых спортивных правил и формирования национальных сборных команд, таким образом, который, по мнению таких организаций, лучше всего отражает их цели. Однако такая глобализация спорта может также привести к появлению коррупции на трансграничном уровне, соответственно, меры по борьбе с ней также необходимо принимать на европейском уровне.

Если говорить о понимании европейской модели спорта как модели организации спортивной деятельности и подходов к государственному управлению в сфере спорта в государствах, являющихся участниками Европейского Союза или Совета Европы, то по данному вопросу также не существует единого мнения. С момента окончания Второй мировой войны и примерно до середины 1980-х гг.

в Европе выделяли две основные модели спорта: восточноевропейскую и западноевропейскую.

Восточноевропейская модель спорта являлась относительно идеологически ориентированной, в странах Западной же Европы была разработана смешанная модель управления в сфере спорта, предполагавшая взаимодействие органов публичной власти и негосударственных организаций.

А.-Н. Шаке выделяет такие модели государственного управления в области спорта, как «интервенционистская» и «неинтервенционистская» (либеральная). В Австрии, Чехии, Финляндии, Германии, Нидерландах, Швейцарии, Великобритании и на Кипре имеет место «неинтервенционистская модель» законодательства о спорте. В Хорватии, Эстонии, Франции, Венгрии, Италии, Латвии, Литве, Румынии, Словении законодательство о спорте является «интервенционистским» с точки зрения меры вмешательства государства в сферу спорта. Добавим в эту группу еще Россию, Канаду, Италию, Бразилию, Испанию, ряд других государств мира.

По мнению Иэна Хенри, можно говорить о четырех моделях национальных систем спорта государств — членов Европейского Союза, которые классифицируют на основе различных параметров.

  • Первым таким параметром является роль органов публичной власти в сфере спорта;
  • второй параметр связан с уровнем скоординированности деятельности различных субъектов спорта и заинтересованных сторон;
  • третий параметр связан с соотношением функций государственного и частного секторов, а также добровольцев в сфере спорта,
  • четвертый связан с адаптивностью системы спорта к изменениям спроса.

«Бюрократическая модель» спорта характеризуется активной ролью государства в регулировании спорта, а также наличием развитой законодательной базы. В такой модели спорта частный сектор в лице спортивных организаций и потребителей оказывают несущественное воздействие на осуществление государственной политики в области спорта. К государствам с такой моделью спорта относятся Бельгия, Кипр, Чехия, Эстония, Финляндия, Франция, Венгрия, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Португалия, Испания, Словакия, Словения. В качестве второй модели выделяют «предпринимательскую модель», которая характеризуется значительным участием рынка и влиянием его закономерностей на систему спорта и спортивную деятельность. Роль органов публичной власти заключается, главным образом, в создании условий для возможности применения рыночных закономерностей к системе спорта. К государствам с реализованной предпринимательской моделью спорта относятся Великобритания и Ирландия.

sport

«Миссионерская модель» спорта предполагает существенное участие волонтерского сектора, которому государством предоставлены определенные полномочия. Такая модель характеризуется автономностью волонтерского движения и реализована в Австрии, Дании, Германии, Италии и Швеции. Выделяют также «социальную модель» системы спорта, которая основывается на широком участии гражданского общества в спорта в целом. Таким образом, строго говоря, по основанию меры взаимодействия государственного управления и самоуправления в области спорта, по основанию меры вмешательства государства в указанную область невозможно выделить какую-то обобщенную европейскую модель спорта. Следовательно, применительно к европейской модели спорта речь может вестись исключительно в этическом, ценностном смысле.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ