Понятие и принципы европейского спортивного права

В европейских интеграционных объединениях государств регулирование физкультурно-спортивной деятельности происходит в актах высшего уровня. Так, все институты Евросоюза давно проявляют интерес к спорту. Его хорошо иллюстрируют предыдущие постановления Европейского Суда, решения Европейской Комиссии, резолюции Европейского Парламента и политические декларации стран-участниц Евросоюза. Посредством диалога с Европейским союзом спортивные организации стремятся зафиксировать за спортом право на его специфическую природу и укрепить структуру европейской модели спорта, которая базируется на спортивных федерациях. Наиболее актуальные вопросы, которые призвано регулировать европейское спортивное право, связаны с защитой несовершеннолетних, финансовым «фэйр-плей»2 , игрой на тотализаторе и вещанием. После того как впервые в истории Евросоюза в договор была включена статья о спорте, есть все основания полагать, что интерес Европейского союза в этой сфере будет только расти. Согласно новой статье 165 Лиссабонского договора, Евросоюз «будет стимулировать решение проблем европейского спорта, учитывая его специфическую природу, его структуру, основанную на добровольном участии, а также его социальные и образовательные функции».

С этой целью действия ЕС будут направлены на то, чтобы «развивать европейский спорт, честность и прозрачность европейских спортивных соревнований, сотрудничать с ответственными за спорт организациями, защищать физическое и психическое здоровье спортсменов и спортсменок, особенно молодежи». Данная статья носит побудительный характер, являясь призывом к странам-членам Евросоюза.

Все это позволяет надеяться, что в будущем специфической природе спорта, а именно набору характеристик, которые отличают футбол и другие виды спорта от экономической деятельности разного рода, будет уделяться еще больше внимания.

Одной из первых спортивных организаций, обратившейся в Евросоюз с предложением о сотрудничестве, явилась футбольная организация — УЕФА. Кстати, офис УЕФА при Европейском союзе находится в Брюсселе, в центре района, где расположены учреждения Евросоюза. С 2004 года он отвечает за отношения УЕФА с институтами Евросоюза. Представительство опирается на опыт и компетентность всех подразделений УЕФА и служит посредником в переговорах с Европейской ассоциацией игровых видов спорта. Кроме того, УЕФА является давним и надежным партнером Увеличенного Частичного Соглашения по Спорту, принятого Советом Европы. Соглашение содействует развитию отношений между спортивными организациями и правительствами стран, пропагандируя добросовестное управление спортом. Совет Европы, в свою очередь, также заинтересован в развитии спорта и его регулировании совместно с государствами-членами. Так, в Рекомендации «О принципах хорошего управления в спорте» 2005 года он определил основные понятия и принципы, которые должны быть включены в комплексную политику в области спорта и хорошего управления4 . Хорошее управление в спорте представляет собой сложный комплекс политических мер и неофициальных правил, способствующих честности в управлении основными ценностями спорта, такими как демократичная, этичная, эффективная и подотчетная спортивная деятельность; и что эти меры одинаково применяются как к сфере государственного управления в спорте, так и к неправительственной сфере спорта. По мнению Кабинета министров Совета Европы, сама природа спорта, основанная на принципах честной игры и равной борьбы, требует, чтобы любой неэтичной практике и поведению в спорте было оказано мощное и эффективное противодействие.

Последовательное применение принципов хорошего управления в спорте будет значительным фактором, способствующим истреблению коррупции и других злоупотреблений в спорте, росту популярности спорта и укреплению положения неправительственных спортивных организаций в гражданском обществе, развитию спорта, как средства, способствующего объединению граждан, росту их активности и укреплению здоровья, общественной и национальной интеграции. Именно неправительственные спортивные организации в Европе представляют собой необходимую основу для развития и долговечности демократического спорта, а также вносят уникальный вклад в создание общества, основанного на принципах верховенства закона, плюралистической демократии и соблюдения прав человека, которые являются руководящими принципами Совета Европы. В целом, успешное применение спортивными неправительственными организациями эффективной политики хорошего управления в спортивных командах, клубах и иных организациях поможет укрепить их самоуправление и независимость в вопросах спорта, и в дальнейшем будет укреплять их положение относительно органов государственной власти, основанное на взаимном уважении и доверии.

Совет Европы рекомендует государствам-членам:

выработать эффективную политику и меры хорошего управления в спорте, включающие в качестве минимальных требования о:

  • — демократическом устройстве неправительственных спортивных организаций основанном на прозрачном и регулярном избирательном процессе, открытом для всех членов;
  • — профессиональном уровне организации и управления, с соответствующим кодексом этических норм и процедур для разрешения столкновений интересов;
  • — ответственности и прозрачности при принятии решений и финансовых операциях, в том числе об открытой публикации ежегодных финансовых отчетов, которые должны надлежащим образом проверяться;
  • — справедливости в вопросах членства, в том числе о равенстве полов и единстве;

2) обеспечить включение данных принципов хорошего управления в спортивную политику и практику на государственном уровне, как в правительственных, так и в неправительственных структурах;

3) использовать эти принципы в качестве основы для установления справедливого сотрудничества между органами государственной власти и спортивным движением;

4) призвать все государственные институты, неправительственные организации и другие группы, имеющие отношение к спорту, разрабатывать, применять, укреплять и поддерживать инициативы, основанные на принципах хорошего управления в спорте;

5) призвать все сферы: неправительственные спортивные организации, группы гражданского общества и добровольные объединения, — к тесному сотрудничеству с государственными органами власти для достижения и претворения в жизнь указанных принципов;

6) создать механизмы контроля над применением принципов хорошего управления в спорте и урегулировать механизмы борьбы с несоответствующим и неэтичным поведением в спорте, включающие, если это необходимо, уголовное преследование.

Таким образом, формируется новое направление европейского права — европейское спортивное право. Его можно определить как систему норм первичного и вторичного права, постановлений судебных органов Евросоюза и Совета Европы, регулирующих спорт как совокупность организационных, охранительных, соревновательных, поощрительных и управленческих мер в отношении европейских спортсменов, участвующих в официальных соревнованиях, а также всех граждан, занимающихся спортом на любительском уровне. Общими принципами европейского спортивного права являются: демократизм, законность, честность игры и соревнований, открытость, защищенность со стороны европейских организаций, сотрудничество всех участников спортивной деятельности.

Специальными принципами, на которых строится европейское спортивное право, являются:

  • 1) единство структуры европейской модели спорта;
  • 2) добровольность участия в спортивных состязаниях;
  • 3) «честная игра»;
  • 4) честность в управлении основными ценностями спорта;
  • 5) демократичность, этичность, эффективность и подотчетность спортивной деятельности;
  • 6) истребление коррупции и других злоупотреблений в спорте;
  • 7) профессионализм организации и управления в спорте;
  • 8) сочетание международного, европейского, неправительственного и государственного регулирования спорта.

Автор: Иглин А.В.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


Close