Спортивная хартия Европы

Спортивная хартия Европы

(май 1992 года)

Министры по спорту государств Европы, собравшись на 7 конференции 14-15 мая (1992 г.) на Родосе, предлагают следующее решение.

1. Учитывая, что министры по спорту из всех европейских государств приняли участие в работе конференции впервые;

2. Учитывая, что задача Совета Европы — это достижение большего единства его членов с целью сохранения и реализации идеалов и принципов, являющихся их общим наследством, и содействия их экономическому и социальному прогрессу;

3. Принимая во внимание Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод и, в особенности, «права на свободу мирных собраний и на свободу объединения с другими», а также об использовании прав «без дискриминации на любой основе, как, например, по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, вероисповедания, политическим или прочим убеждениям, национальному или социальному происхождению, ассоциирующимися с национальным меньшинством, имущественным положением, происхождением или прочим статусом»;

4. Принимая по внимание принятую Комитетом Министров Европейского Совета резолюцию о «Принципах политики «Спорта для всех», установленных министрами по спорту европейских государств на их конференции в 1975 году в документе под названием «Европейская хартия по спорту для всех» и что эта Хартия создала основу для правительственной политики в сфере спорта и позволила многим инвалидам использовать «свое право на занятия спортом»;

5. Принимая во внимание, что в рекомендациях N R (80) о спорте и телевидении, N R (81)6 по спорту и физической активности и охране природы во внутренних водах стран, N R (83)6 о мерах по энергообеспечению на спортивных сооружения, N R (86)18 по Спорту для всех: инвалиды, N R (87)9 по тестам «Еврофит», касающимся оценки физической подготовленности, N R (88)8 по Спорту для всех: пожилые люди, Комитет министров Европейского Совета принял тексты о проведении политики в сфере «Спорта для всех»;

6. Учитывая, что спорт является социально-культурной деятельностью, основанной на добровольном ее выборе, которая способствует установлению контактов между государствами и гражданами Европы и играет фундаментальную роль в реализации цели Европейского Совета посредством укрепления взаимопонимания между людьми;

7. Желая более полной реализации потенциала спорта для личностного и социального развития посредством занятий во время отдыха и помня, что физические упражнения способствуют улучшению физического и умственного здоровья инвалидов;

8. Принимая во внимание политические, экономические, социальные и прочие перемены в Европе, начиная с 1976 года, быстрый их темп и воздействие на спорт, а также то, что новая Спортивная хартия Европы необходима для отражения этих перемен;

9. Принимая во внимание тесную связь между здоровой окружающей средой и занятиями спортом, а также необходимость интегрировать знания о воздействии окружающей среды на человека и принцип развития способности к стойкому противостоянию ему в спорте;

10. Принимая во внимание необходимость идти в ногу (в широком смысле) с Европейской конвенцией о насилии и недостойном поведении зрителей на спортивных состязаниях и, в особенности на футбольных матчах, и с Конвенцией по антидопингу, которые уже внесли свой вклад в сохранение ценностей спорта;

11. Признавая, что государственные органы должны наладить взаимное сотрудничество со спортивным движением с целью поддержки ценностей и преимуществ спорта, и что во многих странах Европы правительства принимают меры в сфере спорта в дополнение и в поддержку деятельности этого движения;

12. Учитывая, что существует необходимость договориться об общей европейской структуре развития спорта в Европе, основанной на понятиях плюралистической демократии, нормах права, правах человека и этических принципах, установленных в принятом на конференции Кодексе спортивной этики, предлагаем:

I. Принять основные принципы спортивной политики, изложенные в Спортивной хартии Европы, прилагаемой к этому документу. И гарантировать следование им и выполнение в той мере, в какой это позволяют их полномочия;

II. Склонить Комитет министров Совета Европы принять эти принципы в качестве рекомендаций правительствам;

III. Склонить Комитет министров возложить на СDDS ответственность по мониторингу за применением этой Хартии, обеспечивая на этой основе необходимое сотрудничество в Европе.

Статья 1. Цель Хартии

С целью содействия спорту как важному фактору в развитии человека правительства должны предпринять необходимые шаги для реализации положений Хартии в соответствии с принципами, изложенными в Кодексе спортивной этики, чтобы:

1) позволить каждому индивиду заниматься спортом и, в особенности:

а) гарантировать всем молодым людям возможность получать знания по физическому воспитанию и овладевать основными физическими навыками;

в) гарантировать возможность заниматься спортом и физической активностью в безопасных для здоровья условиях;

с) гарантировать каждому, проявляющему интерес и обладающему способностями, возможность улучшать свои показатели в спорте;

2) защищать и развивать моральную и этическую базу спорта, человеческое достоинство и безопасность, создать гарантии спортсменам и спортсменкам от их эксплуатации с целью политической, коммерческой и финансовой наживы.

Статья 2. Определение границ Хартии

В рамках Хартии «спорт» означает все формы физической активности, которые через эпизодическое или организованное участие, направлены на выражение или совершенствование физического и умственного состояния, формирование социальных отношений или достижение результатов в соревнованиях всех уровней.

Хартия дополняет этические принципы и политические директивы, изложенные в следующих документах: 1) Европейская конвенция о насилии и недостойном поведении на спортивных состязаниях и, в особенности, на футбольных матчах; 2) Конвенция по антидопингу.

Статья 3. Спортивное движение

1. Роль государственных органов состоит прежде всего в поддержке спортивного движения. Следовательно, тесная кооперация с неправительственными спортивными организациями способствует осуществлению целей данной Хартии, включая создание структур по развитию и координации в сфере спорта.

2. В спортивном движении должен широко внедряться принцип добровольности.

3. Добровольные спортивные организации имеют право самостоятельно принимать решения в рамках закона. Как правительственные, так и спортивные организации должны признавать необходимость взаимного уважения их решений.

4. Осуществление некоторых положений Хартии может быть поручено правительственным или неправительственным спортивным органам или спортивным организациям.

5. следует поощрять установление взаимовыгодных соглашений спортивных организаций между собой со средствами массовой информации и с коммерческими структурами.

Статья 4. Спортивные сооружения и занятия спортом

1. В доступе к спортивным сооружениям или к занятиям спортом не может быть любой дискриминации по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, вероисповедания, по политическим или прочим убеждениям, национальному или социальному происхождению, имущественному положению.

2. Следует принять меры, обеспечивающие возможности для занятий спортом всем гражданам и там, где необходимо, создать условия для юных талантов и лиц с физическими недостатками или инвалидностью.

3. Поскольку масштабность занятий спортом зависит отчасти от размера, многообразия и доступности спортивных сооружений, то их генеральное планирование должно считаться делом государственных органов. Диапазон планируемых сооружений должен учитывать целый ряд требований — общественных, частных, локальных и включать все необходимое для хорошего менеджмента и их безопасного и полного использования.

4. Владельцы спортивных сооружений должны предпринять соответствующие шаги по обеспечению доступа к таким сооружениям лиц с физическими и умственными недостатками.

Статья 5. Об основах физической подготовленности

Серьезные усилия необходимо направить на совершенствование физической подготовленности и приобретение основных физических навыков, для этого:

1) гарантируя доступность программ и спортсооружений для всех людей, с учетом подходящего времени для занятий;

2) гарантируя подготовку высококвалифицированных педагогов в этой сфере во всех учебных заведениях;

3) гарантируя соответствующие возможности для продолжения занятий спортом;

4) поощряя развитие связей между школами или другими учебными заведениями, школьными спортивными клубами и местными спортивными клубами;

5) влияя на общественное мнение, с тем, чтобы родители, тренеры, педагоги и руководители стимулировали молодежь к регулярным физическим упражнениям;

6) соединяя занятия спортом и нравственное воспитание учащихся.

Статья 6. Совершенствование системы вовлечения в спорт

1. Занятия спортом, будь то с целью проведения досуга или получения удовольствия, укрепления здоровья или повышения спортивного мастерства, должны поощряться среди всех групп населения путем предоставления соответствующих сооружений и программ всех типов, а также услуг квалифицированных инструкторов и руководителей.

2. Создание условий для физических упражнений на рабочем месте должно рассматриваться как составная часть сбалансированной политики в сфере спорта.

Статья 7. Совершенствование мастерства

Занятия спортом должны поддерживаться в кооперации с соответствующими спортивными организациями. Упор должен быть сделан на выявлении дарований, предоставлении нужного оборудования, организации помощи со стороны медицины и спортивной науки, на научном обеспечении тренировок и обучении тренерской работе и прочим функциям руководства.

Статья 8. Помощь спорту высших достижений и профессиональному спорту

1. Способы предоставления прямой или косвенной помощи спортсменам и спортсменкам, проявившим исключительные спортивные способности, должны разрабатываться в кооперации со спортивными организациями с целью более полного раскрытия ими своих спортивных и человеческих способностей при уважении к каждой личности в единстве физических и моральных качеств. Такая помощь будет осуществляться на этапе получения образования, в период спортивной подготовки, плавной интеграции в общество после завершения спортивной карьеры.

2. Следует оказывать содействие в организации и менеджменте профессиональному спорту соответствующими компетентными органами. Спортсмены-профессионалы должны быть обеспечены соответствующим социальным статусом и защитой, а также этическими гарантиями против всех форм эксплуатации.

Статья 9. Трудовые ресурсы

1. Следует поощрять создание курсов подготовки, присвоение дипломов и квалификации, учитывая все аспекты продвижения по службе в спорте. Такие курсы должны отвечать потребностям занимающихся разными видами спорта и физической активности на разном уровне, предназначаться для работающих в спорте на добровольной или профессиональной основе (руководители, тренеры, менеджеры, судьи, врачи, архитекторы, инженеры и т.п.).

2. Лица, связанные с руководством или методической работой в спорте, должны иметь соответствующую квалификацию, помня о защите безопасности и здоровья людей, находящихся под их попечением.

Статья 10. Спорт и окружающая среда

Заботясь об улучшении физического, социального и психического здоровья людей, необходимо следовать принципу, чтобы занятия спортом, в том числе в условиях города, на открытой сельской и водной местности, согласовывались с ограниченными источниками планеты и проводились в рамках сбалансированного управления окружающей средой, а именно:

— учет ценности природы и окружающей среди при планировании и строительстве спортсооружений;

— поддержка и стимулирование спортивных организаций в их стремлении к сохранению природы и окружающей среды;

— повышение знаний людей и осознание ими связи между спортом и экологической ситуацией.

Статья 11. Информация и научные исследования

Должны быть созданы структуры по сбору и распространению информации о спорте по разным направлениям. Следует поощрять и проведение научных исследований по всем аспектам спорта. Должны быть достигнуты договоренности о распространении и обмене такой информацией и результатами подобных научных исследований на локальном, региональном, национальном или интернациональном уровнях.

Статья 12. Финансы

Следует сделать доступными ресурсы из государственных фондов (т.е. централизованных, региональных и локальных) с целью выполнения задач и целей этой Хартии.

Статья 13. Внутреннее и международное сотрудничество

Следует создать соответствующие структуры для надлежащей координации развития и содействия спорту как между различными государственными органами и агентствами, связанными с проблемами спорта, так и общественными организациями на центральном, региональном и локальном уровнях для достижения целей Хартии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


Close