Адаптация и закономерности ее формирования у спортсменов

Большое влияние на совершенствование теории и методики подготовки спортсменов оказывает теория адаптации — совокупность достоверных знаний о приспособлении организма человека к условиям окружающей среды, особенно к так называемым экстремальным ситуациям.

Влияние знаний в области адаптации на современный спорт особенно велико, поскольку спорт является сферой человеческой деятельности, в которой функциональные системы организма работают в режиме предельно возможных реакций, что создает хорошие предпосылки для изучения адаптации организма к экстремальным условиям. Выделяют генотипическую и фенотипическую адаптацию.

 Генотипическая адаптация

 Генотипическая адаптация – процесс приспособления к условиям среды популяций путем наследственных изменений и естественного отбора. Генотипическая адаптация положена в основу эволюционного учения – совокупности представлений о механизмах и закономерностях исторических изменений в живой природе.

 Фенотипическая адаптация

 Фенотипическая адаптация – приспособительный процесс, развивающийся у отдельной особи в течение жизни в ответ на воздействия различных факторов внешней среды.

Адаптация

 При определении адаптации следует учитывать, что она понимается и как процесс, и как результат:

  • адаптация используется для обозначения процесса, при котором организм приспосабливается к факторам внешней или внутренней среды;
  • адаптация применяется для обозначения относительного равновесия, которое устанавливается между организмом и средой;
  • под адаптацией понимается результат приспособительного процесса.

Адаптация и проблемы рациональной подготовки спортсменов

 Специальные исследования, проведенные в различных лабораториях мира, убедительно показали, что не существует видов профессиональной деятельности, которые могли бы сравниться по своему тренирующему эффекту с тренировочными и соревновательными нагрузками современного спорта. Тяжелый физический труд, усугубленный экстремальными климатическими условиями, неспособен вызвать в организме человека таких адаптационных перестроек, которые наблюдаются у спортсменов высокой квалификации.

Проявления адаптации в спорте исключительно многообразны. В тренировке приходится сталкиваться с адаптацией к физическим нагрузкам самой различной направленности, координационной сложности, интенсивности и продолжительности, использованием широчайшего арсенала упражнений, направленных на развитие физических качеств, совершенствование технико-тактического мастерства, психических функций.

Соревнования, особенно главные, связаны не только с предельными физическими нагрузками, но и с наличием экстремальных условий (жесткая конкуренция, сложные климатические и погодные условия, особенности судейства, поведение зрителей), определяющих формирование адаптационных реакций.

Специфические особенности адаптации во многих видах спорта связаны еще и с тем, что человеку приходится взаимодействовать с партнерами и соперниками в условиях тренировки и соревнований посредством использования спеціального инвентаря (мяча, ракетки, шпаги, боксерских печаток и др.), что создает дополнительные проблемы приспособления организма к условиям окружающей среды.

Отличия адаптации в спорте

Особенностью адаптации в спорте в отличие от многих других сфер человеческой деятельности, характеризующихся необходимостью приспособления к экстремальным условиям, является многоступенчатость адаптации к усложняющимся условиям внешней среды.

Каждый очередной этап многолетнего спортивного совершенствования, тренировочный год или отдельный макроцикл, каждые соревнования всевозрастающего масштаба ставят перед спортсменом необходимость очередного адаптационного скачка, диалектического отрицания ранее достигнутого уровня адаптационных реакций. Это предъявляет особые требования к человеческому организму.

В течение спортивной карьеры отмечается большое количество таких ступеней. Достаточно сказать, что в структуре многолетней подготовки выделяют семь этапов, охватывающих временной промежуток, в зависимости от специфики вида спорта, от 6-8 до 20-25 лет и более. В свою очередь, каждый год может включать от одного до трех, четырех и более самостоятельных макроциклов, каждый из которых завершается ответственными соревнованиями, требует специальной подготовки к ним и, естественно, нового (по отношению к предыдущим соревнованиям) уровня адаптации.

Длительное удержание высокого уровня адаптационных реакций в современном спорте характерно для заключительных этапов многолетней подготовки, связанных с сохранением дострижений на максимально доступном уровне, и имеет свою сложную специфику. Высочайший уровень приспособления функциональных систем организма в ответ на продолжительные, интенсивные и разнообразные раздражители может быть сохранен лишь при наличии напряженных поддерживающих нагрузок.

И здесь возникает проблема поиска такой системы нагрузок, которая обеспечила бы поддержание достигнутого уровня адаптации и одновременно не вызвала бы истощения и изнашивания структур организма, ответственных за адаптацию. Феногенетические особенности конкретных индивидуумов далеко не всегда позволяют решить эту задачу лишь путем удержания достигнутого уровня адаптации. Возникает сложнейшая проблема поиска методических решений, которые позволили бы сохранить высокий конечный результат при угасании отдельных компонентов адаптации за счет сохранившихся резервов в совершенствовании других.

дидактические принципы подготовки спортсменов

Отдельной проблемой адаптации в спорте является развитие адекватных приспособительных реакций в условиях исключительной вариативности соревновательной деятельности. Здесь сформировавшиеся долговременные адаптационные реакции служат лишь той основой, на которой формируется срочная адаптация организма спортсмена во время конкретной игры, схватки или поединка.

Это предопределяет такое формирование долговременной адаптации, которое, наряду со стабильностью основных адаптационных реакций, обеспечивающих деятельность функциональных систем, предусматривало бы широкую вариативность реакций срочной адаптации при достижении заданного результата. Эта же проблема стоит и в видах спорта со стабильными характеристиками движений, например в плавании, беге на средние и длинные дистанции, лыжных гонках и др. Необходимость сохранения результата деятельности (поддержания заданной скорости на дистанции) при прогрессирующем развитии утомления, часто достигающем тяжелых форм при больших нарушениях гомеостаза организма спортсмена, связана с формированием специфических и исключительно подвижных адаптационных реакций, проявляющихся в существенных колебаниях основных параметров структуры движений и психических проявлений, обеспечивающих в конечном счете эффективное решение двигательной задачи).

Одной из тенденций современного спорта высших достижений является возрастание роли одаренности, ярких индивидуальных особенностей как фактора, определяющего перспективность спортсмена и его способность к достижению действительно выдающихся результатов.

Феногенетические особенности большинства выдающихся спортсменов являются примерами оригинальной и в высшей степени эффективной индивидуальной адаптации к наиболее интенсивным и сложным раздражителям тренировочной и соревновательной деятельности. Это касается не только игровых, сложно-координационных видов спорта или спортивных единоборств, где сама специфика вида требует поиска наиболее эффективной индивидуальной модели срочной и долговременной адаптации, обеспечивающей эффективную тренировочную и соревновательную деятельность.

Даже в видах спорта со стереотипной структурой движений и исключительно однообразной по содержанию соревновательной деятельностью, когда группа спортсменов выполняет одинаковую работу при идентичном конечном результате, отмечаются очень большие различия в долговременных и краткосрочных адаптационных реакциях функциональных систем, несущих основную нагрузку.

Взаимосвязь адаптации и методики подготовки спортсменов

Теория и методика спорта при формировании наиболее эффективных средств и методов, принципиальных методических положений становления различных сторон подготовленности и оптимальной структуры соревновательной деятельности прочно опирается на закономерности, разработанные в пределах теории адаптации.

Многочисленные исследования явлений адаптации, выполненные на материале современного спорта, постоянно расширяют и углубляют эмпирическую основу теории адаптации, приводят к выявлению новых закономерностей, формированию идей и перспективных гипотез, а ряд принципиальных закономерностей теории підготовки спортсменов способствует расширению представлений и обогащению базовых составляющих теории адаптации.

Таким образом, обогащение знаний в области теории спортивной подготовки за счет знаний, накопленнях теорией адаптации, требует квалифицированного и взвешенного подхода. В этом случае создаются условия, позволяющие, с одной стороны, реализовать конструктивный синтез знаний, обогащающий теорию спортивной подготовки, а с другой — стараются обеспечить гарантии от ее ревизии на основе схоластичных рассуждений о роли теории адаптации в совершенствовании системы подготовки спортсменов.

В.Н. Платонов «Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте»

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Close