Основы теории адаптации и закономерности ее формирования у спортсменов

Share this...
Share on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK

Doctor-with-bodybuilderЕще одно отличие состоит в том, что у крыс разные типы волокон находятся в различных мышцах или в различных частях одной и той же мышцы, тогда как большинство мышц человека является смешанным и содержит все типы волокон У крыс бег на тредбане не приводит к трансформации быстрых белых волокон в быстрые красные, поскольку в состоянии тренированности активность митохондриальных энзимов в волокнах различается в 4—8 раз. У людей, адаптированных к напряженной длительной работе, наоборот, обычно невозможно выделить БСб-волокна, длительная работа над развитием выносливости приводит к почти полному преобразованию этих волокон в БСа-волокна (Jansson, Kaiser, 1977; Wilmore, Costill, 2004). Подобные результаты, свидетельствующие о нецелесообразности использования результатов исследований на животных в практике спорта высших достижений, получены и при изучении других органов и систем организма человека и животных в условиях физических нагрузок.

Взаимосвязь основных положений теории адаптации и теории и методики спорта проявляется в следующем. С одной стороны, современная теория и методика спорта при формировании наиболее эффективных средств и методов, принципиальных методических положений становления различных сторон подготовленности и оптимальной структуры соревновательной деятельности прочно опирается на закономерности, разработанные в пределах теории адаптации. С другой — многочисленные исследования явлений адаптации, выполненные на материале современного спорта, постоянно расширяют и углубляют эмпирическую основу теории адаптации, приводят к выявлению новых закономерностей, формированию идей и перспективных гипотез, а ряд принципиальных закономерностей теории подготовки спортсменов способствует расширению представлений и обогащению базовых составляющих теории адаптации. В то же время, отмечая необходимость интеграционных процессов в таких смежных областях знаний, как теория адаптации и теория подготовки спортсменов, следует обратить внимание на недопустимость «… под флагом интеграции эклектически смешивать теоретические положения, имеющие различную предметную определенность, или некорректно экстраполировать их за научно дозволенные пределы» (Л. Матвеев, 1999).

Таким образом, обогащение знаний в области теории спортивной подготовки за счет знаний, накопленных теорией адаптации, требует квалифицированного и взвешенного подхода. В этом случае создаются условия, позволяющие, с одной стороны, реализовать конструктивный синтез знаний, обогащающий теорию спортивной подготовки, а с другой — стараются обеспечить гарантии от ее ревизии на основе схоластичных рассуждений о роли теории адаптации в совершенствовании системы подготовки спортсменов.

В.Н. Платонов «Система подготовки
спортсменов в олимпийском
спорте»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Close